Технологический процесс на складе

28 января 2025

Современные склады — сложные организационно-структурные подразделения, в рамках которых реализуется целый комплекс последовательных операций. В совокупности они образуют технологический процесс, обеспечивающий прохождение материального потока от приемки на хранение до отгрузки готовой продукции потребителям.

Виды и задачи складских процессов

Организация и содержание технологического процесса на складе напрямую зависят от вида, степени механизации, специфики хранимых товаров, равномерности оборота товарно-материальных ценностей (ТМЦ), ряда других факторов. При этом для стабильной работы важно соблюдение следующих принципов:

Ритмичность и планомерность. Все взаимосвязанные операции, осуществляемые на складе, должны быть согласованы по времени. Это снизит вероятность простоев и нерационального расходования ресурсов.

Эффективное использование средств механизации. С помощью подъемно-транспортной техники увеличивается производительность труда работников, обеспечивается более эффективное распределение товаров в пространстве склада.

Рациональная организация внутрискладского перемещения грузов. Тщательно продуманные транспортно-технологические схемы переработки сырья и материалов, движения полуфабрикатов и готовой продукции, перемещение их по кратчайшим маршрутам являются необходимым условием для эффективности операций.

Обеспечение сохранности позиций. В основе работы любого склада лежит создание оптимальных условий хранения, применение системы размещения с учетом сроков поступления и отгрузки, требований, предъявляемых санитарными нормами к товарному соседству.

Условно можно выделить следующие группы процессов.

Sklady (2).jpg

Приемка товаров

Приемка — это этап технологического процесса на складе, обеспечивающий контроль качества и соответствия получаемых ТМЦ установленным стандартам. Выполняемые при поступлении операции зависят от условий, прописанных в договоре с контрагентом.

Организация приемки требует подготовки места для парковки транспортных средств (фуры, контейнеры, трейлеры), наличия специальной техники для перемещения товаров из машины на склад в кратчайшие сроки и с минимальными потерями.

Типовые операции, выполняемые на этапе складской приемки:

  • разгрузка ТС;
  • контроль соответствия заказов документам поставки, сверка маркировки на упаковке или таре с информацией из приходников;
  • проверка целостности пломб (при наличии);
  • оформление через информационную систему.

В случае выявления брака или боя при поступлении на склад составляется Акт формы ТОРГ-2, в накладной обязательно об этом делается пометка. Если продукция повреждена при разгрузке, ответственность ложится на должностное лицо или кладовщика.

Хранение товаров

Следующий этап технологии складского процесса — укладка и хранение поступивших ТМЦ. Основной принцип на этом этапе — эффективное использование полезного пространства. Это становится возможным благодаря подбору системы складирования и соответствующего ей оборудования. В идеале техника должна отвечать особенностям продукции, обеспечивать ее подъем и перемещение по всей территории.

Технология хранения товаров на складе включает следующие операции:

  • систематизация и раскладка;
  • формирование грузовой единицы;
  • транспортировка запасов с места приемки до точки хранения;
  • укладывание в штабеля, на стеллажах и т.д.;
  • обеспечение необходимых для хранения условий;
  • контроль количества остатков, их сверка с данными информационной системы.

При значительных объемах поступления имеет смысл задействовать адресное размещение и хранение. Его суть заключается в присвоении каждому виду или наименованию ТМЦ собственного адреса ячейки или целой зоны в складском центре для упорядочивания номенклатур.

Грамотная организации технологического процесса на складе обеспечивает следующее:

  • каждый вид товара имеет свое место хранения, не загромождают проходы, не загораживают розетки и огнетушители;
  • самые верхние полки на стеллажах используются, как резервные для размещения нечасто востребованных запасов;
  • россыпи мелкоштучных изделий хранят в специальных ячейках, более крупные — на полках, отдельные наименования — на поддонах;
  • между стеллажами и штабелями есть пространство для движения подъемно-транспортной техники;
  • на складе поддерживаются оптимальные режимы хранения: температура, влажность воздуха;
  • запасы защищены от повреждения грызунами, молью, контакта с влагой;
  • для соблюдения санитарно-гигиенических норм во всех помещениях регулярно проводится уборка, дезинсекция, дезинфекция, дератизация, дезодорация.

Потери при хранении требуют анализа возникшей ситуации: оцениваются причины происшествия, прорабатываются меры по недопущению подобных случаев в будущем.

Комплектация заказов

Процесс сборки заказов на складе — это сложная техническая задача, которая требует предельной внимательности, ведь любая ошибка может негативно сказаться на репутации компании.

Комплектация заказов включает:

  • получение заявки от покупателя (отборочный лист);
  • поиск необходимых клиенту наименований;
  • предпродажная проверка товара и подготовка его к отправке: упаковка, маркировка;
  • оформление документов;
  • объединение заказов в партию, подготовка транспортных накладных.
  • Сборка производится в зоне комплектации. Подготовка и оформление документации выполняются через информационную систему.

Sklady (3).jpg

Отгрузка товаров

Согласно ГК РФ, под отгрузкой со склада понимается смена собственника партии. Вместе с отпущенной продукцией покупатель получает акт приема-передачи. Независимо от того, забирает клиент груз самостоятельно, организуется доставка силами поставщиками или с привлечением профессионалов, весь процесс регулируется договором и действующим законодательством РФ.

Операции, выполняемые в рамках отгрузки:

  • оформление отборочного листа в соответствии с заказом;
  • формирование транспортной единицы: укладка упакованной продукции в тару или на поддон;
  • проверка правильности и полноты заполнения сопроводительной документации;
  • погрузка;
  • передача покупателю;
  • сбор и возврат на склад многооборотной порожней тары, контейнеров, поддонов;
  • информационное обслуживание;
  • контроль за выполнением клиентских заказов.

Для эффективной отгрузки рекомендуется соблюдение следующих принципов организации технологического процесса на складе:

  1. ТМЦ, подготовленные к отпуску, должны быть отсортированы, упакованы, опломбированы, промаркированы;
  2. перед отправкой заказов необходимо проверить качество, их вес, характеристики, целостность упаковки;
  3. сопроводительные документы оформляются через информационную систему на соответствующих бланках.
  4. в накладных следует максимально точно описать отгруженные позиции: наименование, параметры, количество и т.д.;

Соблюдение перечисленных правил гарантирует отсутствие убытков для продавца в случае непредвиденных обстоятельств.

Инвентаризация

Этапы технологического процесса на складе не ограничиваются непосредственным движением товаров. Инвентаризация имущества на складе — процесс, порядок проведения которого регламентируется положениями Методических указаний, утвержденных Приказом №49 Минфина РФ от 13 июня 1995 года. Различают плановую и внеплановую проверку. Первая проводится раз в год по утвержденному графику. Вторую назначают руководство фирмы, контролирующие или надзорные органы при наличии соответствующих обстоятельств:

  • смена руководства или передача прав на управление фирмой;
  • сокращение штата работников на 50% и более;
  • изменение формы собственности организации;
  • выявление факта хищения или неправомерного использования, порчи имущества;
  • частичное или полное уничтожение продукции в результатов ЧП, форс-мажорных ситуаций: пожар, ураган, наводнения и иные бедствия, не связанные с человеческим фактором.

По итогам формируется инвентаризационная опись, сведения из которой заносятся в бухгалтерские документы. При проверке устанавливается естественная убыль товаров, возникающая из-за их порчи и иных причин, технические и арифметические ошибки, допущенные в первичной документации, пересортица. При выявлении хищения задействуется служба безопасности предприятия и/или правоохранительные органы, представители налоговой службы.

Управление запасами

Эффективное управление запасами — это важный этап технологии складской логистики, обеспечивающий рациональный контроль за поставками, хранением и расходованием необходимых активов.

Задачи управления запасами:

  1. Сокращение транспортных расходов на единицу.
  2. Оперативное закрытие клиентского спроса.
  3. Обеспечение бесперебойного производства.
  4. Повышение оборачиваемости продукции.
  5. Оптимизация расходов на хранение.
  6. Снижение рисков затоваривания и дефицита.

Принципиальная схема технологического процесса на складе включает:

  • оценку объема запасов за предыдущие отчетные периоды;
  • резервирование ресурсов на будущее, например, для обеспечения производства в “горячий” сезон;
  • планирование остатков;
  • выявление неликвида, который следует списать;
  • определение доходности и рентабельности.

Ответственный подход к управлению позволяет даже в непростых рыночных обстоятельствах поддерживать производство, покрывать спрос потребителей и не терять возможную прибыль.

Sklady (4).jpg

Обработка возвратов

Возвраты заказов — это важный момент логистики. Понимание причин, разработка стратегий предотвращения возвратов — один из факторов успеха в при ведении бизнеса.

Основные операции технологического процесса на складе:

  • Приемка. Товарно-материальные ценности, поступающие от потребителя, проверяются на соответствие по качеству и состояние. Поврежденные единицы направляются на утилизацию или ремонт.
  • Классификация. ТМЦ разделяют на группы и для удобства управления обратным потоком применяется специальная маркировка.
  • Хранение. Возвращенные изделия, прошедшие первичную обработку, передаются на хранение.
  • Обработка. Продукцию ремонтируют, утилизируют, проводят экспертизу, перепаковывают. Для этого привлекаются специалисты с соответствующей квалификацией, задействуются техсредства.
  • Отправка. Товары, которые прошли обработку, возвращаются с учетом законодательных требований к упаковке, транспортировке и оформлению сопроводительной документации.
  • В идеале на складе должна действовать прозрачная и удобная для клиентов политика возврата, возможность согласования операций в дистанционном режиме, гибкие условия для обмена, организовано оперативное рассмотрение поступающих рекламаций.

Управление складскими процессами

Работа должна выполняться без форс-мажоров и ошибок, быть бесперебойной и четкой. Для этого требуется применение специальных технологий, оборудования, стратегий оптимизации и автоматизации процессов, которые позволяли бы предотвратить появление проблем, выражающихся в:

  • низкой пропускной способности;
  • потере клиентов и репутации из-за ошибок в комплектации заказов;
  • превышении нормативных значений по убыли ТМЦ от порчи;
  • долгих отгрузках, снижающих качество клиентского сервиса;
  • простоях персонала или его работе в “нон-стоп” режиме.

Ключевая задача управления — комплексная оптимизация технологического процесса склада, автоматизация отдельных этапов работы, зон и участков логического центра. В частности, мероприятия по улучшению реализуются в следующих направлениях:

  1. Кадровая сфера. Эффективность логистической деятельности зависит от опыта, компетентности и образования персонала, грамотного распределения зон ответственности, четкого планирования операций, наличия оптимальной численности персонала, эффективной системы мотивации и продуманной организационной структуры.
  2. Топология. Результаты работы связаны с топологией склада. Она формируется в соответствии с особенностями помещения: площадь, конфигурация, объема обрабатываемого грузопотока. Для увеличения полезного пространства, оптимизации плотности складирования запасов возможно применение фронтальных, гравитационных стеллажей, набивных, консольных и мобильных стеллажных систем, мезонинов, автоматических систем.
  3. Технологии. Предусматривает оптимальные алгоритмы складских процессов, оптимизацию их очередности. Для этого разрабатываются различные технологические карты и блок-схемы, призванные упростить и автоматизировать работу.
  4. Программно-информационная сфера. Внедрение в работу специализированного ПО: систем учета и контроля, приложений для управления. Сегодня существует немало сервисов и программных комплексов, призванных упростить операции по приемке и занесению в базы данных поступающих запасов, оформлению сопроводительной, бухгалтерской документации, инвентаризации остатков. Бизнесу остается лишь выбрать подходящие ему системы автоматизации.
  5. Техническая сфера. Оснащение помещений оборудованием, погрузочно-разгрузочной техникой, автоматизированными системами. Это способствует уменьшению объемов ручного труда, минимизирует ошибки, ускоряет принятие управленческих решений.

Качественное и рациональное управление позволяет упростить все основные технологические процессы на складе, повысить скорость и точность их выполнения, обеспечить более эффективную работу склада.