- Аренда
- Продажа
- Услуги
- Компания
- Контакты
- Избранное
Хранение товарных запасов связано с целым рядом сложностей. Это контроль остатков по срокам годности, гарантии, распределение товарно-материальных ценностей по медленному или быстрому обороту и т.д. Если игнорировать подобные нюансы, в зоне хранения быстро воцарится хаос и бизнесу грозят убытки. Чтобы его избежать, применяют такой инструмент, как карта для складов.
Под картой склада понимают способ его виртуального и фактического разделения на определенные зоны. Это стеллажи, напольные места хранения, проходы, маршруты для погрузочной техники. Зонирование выполняют при помощи внедрения адресной системы, когда для каждой полки назначается определенный маркер, например, А-3-4, что означает проход А, стеллаж 3, полка 4. Такой подход заметно упрощает адаптацию новых сотрудников, снижает риски ошибок.
При создании схемы используют разные принципы зонирования:
Товар распределяется и с учетом скорости оборота. Тогда специалист будет быстро искать нужные позиции. Работа становится проще с момента приемки и до процесса сбора заказов: после сканирования штрихкода сотрудник получает данные о местоположении ячейки с конкретным артикулом и размещает новые поступления там же. При отгрузке все также видят информацию об адресе.
В зависимости от габаритов складского помещения, количества партий продукции, которое размещается в нем, можно сделать единый документ, объединяющий помещение, или разбить на технологические зоны и детализировать каждую отдельно.
Типовые варианты зон по функционалу:
Они легко объединяются: нередко товар в базу заносят там, где происходила разгрузка контейнеров, готовые заказы хранят на месте их комплектации и т.д. Выбор зависит от нагрузки на распределительный центр — объемов, проходящей через него номенклатуры.
Составление складской карты помогает выявить причины возникновения проблем в работе того или иного участка. Например, почему один сотрудник постоянно собирает меньшее количество заказов по сравнению с остальными.
Разделение складской площади на участки с уникальными адресами многократно уменьшает время, затрачиваемое на поиск нужного товара. Появляется возможность автоматизации распределения за счет технологии штрихкодирования.
Карта склада отражает:
Отображаемая информация зависит исключительно от системы, используемой для автоматизации процессов. На практике это дает до 20-30% увеличения проходимости, до 50-60% экономии времени на поиске номенклатуры.
Оптимизация маршрутов передвижения за счет четкой адресной системы хранения, наличия карты склада «под рукой» сокращает темпы износа складской техники (минимум на 5-10%). Также это дает экономию на персонале. Если каждый сотрудник сможет за смену выполнять хотя бы на 10-20% больше работы, работодатель сможет поднять зарплаты действующим работникам, а не выделять ресурсы на найм дополнительных рук.
Точная привязка каждой единицы номенклатуры к определенному адресу в разы снижает риски утраты товара из-за человеческого фактора. Работа по схеме на 35-45% уменьшает количество ошибок, связанных с размещением остатков. Заодно такой подход упрощает контроль за партиями продукциии, требующей аккуратного обращения (стекло и пр.). Как итог, меньше убытки из-за случайной порчи, утраты по причине разбросанности коробок по помещению.
Существует несколько подходов к разработке карты склада. Выбор решения во многом зависит от текущей степени оптимизации процессов. Например, применяется ли штрихкодирование для всей поступающей номенклатуры или нет, есть ли возможность выделить отдельные зоны для приемки/отгрузки и для комплектации заказов.
Первым шагом необходимо разбить помещение на функциональные зоны. Помимо предложенных выше вариантов, вроде приемки/отгрузки, можно выделить места хранения крупногабаритного или тяжелого товара. Нередко зонирование выполняют по габаритам ячеек – на паллете находятся большие по размеру/весу коробки, на стеллажах, по мелкогабаритным ячейкам товары штучного отбора. Отчасти на разбивку влияет складское оборудование, его возможности (штабелер и пр.).
Второй шаг – маркировка всех образовавшихся ячеек. На этом этапе нужно определить положение, систему штрихкодирования, включая форму/размеры этикетки, материал. Одновременно надо продумать схему адресации. В зависимости от габаритов помещения используют такие варианты:
Маркировка ячеек осуществляется при помощи складской программы, где должна быть внедрена функция адресного хранения. Остается лишь начать приемку по схеме: сканирование штрихкода на товаре, следом сканирование ШК на ячейке. Будет полезным наличие подсказок, где уже имеется сканируемая номенклатура. На пунктах выдачи интернет-магазинов обычно идет привязка к номеру заказа, чтобы весь перечень пришедшего «автоматом» укладывался в одну ячейку.
Карта склада – виртуальная схема, отражающая топологию помещения, с привязкой к правилам хранения, принятым в конкретной компании. Ее применение повышает эффективность работы, если собственник помещения использует комплексный подход к зонированию. Та же адресная система поможет быстро наладить учет, упростит приемку-отгрузку, инвентаризации.